Словакия — вещь в себе. Путешествие по стране на автомобиле

Словакия стала для меня одним из открытий 2018 года. Как-то так сложилось, что для туристов она всегда была в тени Чехии – и в составе Чехословакии, и в виде самостоятельного государства. Так в советское время один из моих родственников побывал в Чехословакии по программе школьного обмена, и те места, которые он там посетил, практически полностью повторяли маршрут моего путешествия по Чехии в 2013 году, то есть Словакии там не было вовсе.

В то же время, в 2015 году я стал активно путешествовать на авто. Сначала посетил сопредельные страны (Беларусь, Латвия, Литва, Эстония, Польша), а затем настало время расширять радиус поездок и обратить взор на государства, не имеющие с Россией прямой границы. Конечно же, прежде чем включить Словакию в маршрут автопутешествия, имевшего место в конце мая-начале июня, я поискал информацию о том, что там интересного. Кроме того, именно через Словакию проходит кратчайший путь до Будапешта (если, конечно, вы едете не через Украину), который я также планировал посетить, и который в представлении не нуждается.

Пара слов о маршруте

Отправной точкой в рамках путешествия по Словакии стал город Бардеёв. Это небольшой городок в северной части, совсем рядом с польской границей. Там у меня был забронирован отель на две ночи.

В Бардеёве особенно интересна старая часть города, включенная в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Кроме того, оттуда я совершил несколько выездов.

  • Бардеёвские Купели – старинный водный курорт, аналог чешских Карловых Вар. Помимо зданий отелей и пансионатов, которые строились на рубеже прошлого и позапрошлого веков, там есть очень интересный этнографический музей, где собрано несколько очень любопытных деревянных построек.
  • Зборов. А там сохранились руины замка, к которому нужно, как минимум, минут 30 идти пешком, зато вход на территорию абсолютно бесплатный.
  • Гервартов. Маленькая деревушка, где находится деревянная церковь, заложенная еще в XV веке и также включенная в список Всемирного Наследия.

Дальше мой путь лежал через замок Спишский Град и Татранску Ломницу в деревню Оравский Подзамок, где у меня был забронирован следующий отель. В моем личном хит-параде Спишский Град занял почетное первое место среди всех замков, что я видел.

А вот в Татранской Ломнице случился первый облом: фуникулер на Ломницкий Штит (вторая по высоте гора массива Высокие Татры и всех Карпат) не работал, так что пришлось любоваться горными пейзажами на расстоянии.

В Оравском подзамке я посетил Оравский замок, после чего поехал сначала в Бойнице, а затем в Тренчин, где и планировал переночевать. И в Бойнице, и в Тренчине меня тоже интересовали, в первую очередь, замки.

Следующий день начался с осмотра Тренчьянского града и самого Тренчина, где есть интересные места и помимо замка. Затем мой путь лежал в столицу Словакии, город Братислава. Там я сначала посетил замок Девин на западной окраине, а затем отправился в отель, который забронировал аж на 3 ночи. На следующий день я сплавал по Дунаю в Вену и обратно (это уже Австрия), а затем целый день отвел на словацкую столицу, посетив мост НЛО, Братиславский град и старый город.

Окончательно попрощался я со Словакией только на обратном пути из Будапешта, заглянув часа на 4 в Кошице, второй по количеству населения город страны после столицы. Этого времени мне хватило, чтобы обойти старый город, пообедать и даже выпить кофе с пирожным в еще одном кафе.

Чего стоит и не стоит ждать от Словакии

Ну а теперь пара слов о том, что нужно себе представлять, чтобы путешествие в Словакию не обернулось разочарованием.

Итак, от Словакии не стоит ждать следующих вещей:

  • Круглосуточный сервис. В маленьких городах уже в 20.30-21.00 все рестораны закрываются, и даже в старом городе открыты только бары с выпивкой. Так что, приехав в Бардеёв сильно под вечер, чтобы перекусить, я вынужден был ехать на ближайшую заправку за хотдогами и пивом. Более того, в первый день в Братиславе я даже наткнулся на заправку, которая после 22.00 закрывается (только позже отыскал круглосуточную).
  • Понимание английского языка. То есть в столичных заведениях вас, скорее всего, поймут (и то не везде), а вот за пределами крупных городов, пусть и в туристических местах лучше объясняться не на английском, а… на русском. Так как Чехословакия была в составе соцлагеря, некоторые представители старшего поколения русский немного знают, да и в целом славянские языки между собой немного похожи. Более того, будьте готовы, что во многих местах информация для туристов будет преимущественно на словацком: например, посетить Оравский замок у меня была возможность только в составе словацкой экскурсионной группы – хоть проспектик на русском дали, и то хорошо.
  • Национальная кухня. Серьезно, те заведения, которые позиционируются как рестораны словацкой кухни, зачастую предлагают туристам чешские блюда, вроде того же гуляша с кнедликами. И не только блюда, но и… пиво. Вы-таки будете смеяться, но за полную неделю пребывания в Словакии Zlaty Bazant я пил только в банках, а разливное словацкое пиво других марок попробовал лишь в Братиславе. Зато чешские Krusovice и Gambrinus в словацких ресторанах наливают исправно. Вообще еда у словаков незатейливая и достаточно калорийная: основа – сыры и свиные колбасы, так что неудивительно, что многие местные страдают ожирением.

Ну а теперь о том, чего стоит ждать от Словакии:

  • Природа. Это не столько горы, сколько очень живописные зеленые холмы, превращающие поездку между двумя населенными пунктами в полноценную экскурсию.
  • Архитектура. В первую очередь, замки. Я их повидал немало, и могу сказать, что словацкие замки выглядят круче и атмосфернее, чем немецкие, польские и… чешские. В массе своей это настоящие средневековые крепости, стоящие на высоких холмах – как в виде руин, так и неплохо отреставрированные. Кроме того, в Словакии множество действительно красивых деревянных церквей, которые зачастую на несколько веков старше, чем те, что представлены в российских музеях деревянного зодчества. Кроме того, в городах Словакии есть и готические соборы, и милые пряничные домики, знакомые нам по другим странам Европы, а в Братиславе множество примеров стиля модерн во главе с красивейшим костелом Святой Елизаветы.
  • Доступные цены. В большинстве городов обед на двоих с алкоголем выйдет в районе 30 евро. Гостиницы, кроме той, что была в Братиславе, вышли в пределах 55 евро за ночь. Все отели я выбирал в центре населенных пунктов, с завтраком и собственной парковкой. Что касается музеев, то самым дорогим вышел билет в Братиславский град – 10 евро, а в остальные места вход стоил от 2 до 8 евро, причем, в какой-нибудь Германии или Австрии посещение аналогичных объектов вышло бы раза в 2-3 дороже.
  • Безопасность. В Словакии практически нет нелегальных эмигрантов из стран третьего мира, да и местные жители очень дружелюбные. Неприятным исключением является Кошице, где множество неприятного вида бомжей и попрошаек – очевидно, сказывается близость к Будапешту, где такого тоже много.

Перемещение по стране

Поскольку большинство достопримечательностей в Словакии небольшие, лучше всего перемещаться по стране на автомобиле. Перемещаться придется много, и если делать это на общественном транспорте, вы потратите уйму времени только на ожидание, да и не во все места можно на нем доехать.

Тут тоже есть несколько особенностей:

  • Горный серпантин. Его в Словакии много, и это не только красиво, но и достаточно опасно, так что, если вы до этого в горах не ездили, будьте вдвойне осторожны.
  • Фактическое отсутствие обочин. Это особенно неприятно в населенных пунктах, так как там много велосипедистов. Да и если случится поломка, лучше разбираться с ней на обочине.
  • Платные магистрали. Для проезда по ним нужно приобрести виньетку. Делается это на заправках, но не на всех. Если вы въезжаете в страну с севера, скорее всего, вам придется купить виньетку в районе города Прешов. Сейчас на стекло ничего клеить не нужно, поскольку номер вашей машины просто вносят в электронную базу. Кстати, тут тоже нужно быть внимательным: например, в моем номере изначально вместо цифры «0» написали букву «О» — хорошо, что я сразу заметил и попросил исправить. Виньетка сроком действия 10 дней обошлась мне в 10 евро.
  • Бесплатные парковки. В большинстве мест, за исключением Бардеёвских Купелей, где борются за экологию и пропускают на территорию только машины постояльцев отелей, а также Кошице, где я ставил авто в историческом центре города, везде я парковался абсолютно бесплатно. Даже при ультрапопулярной крепости Спишский Град стоянка бесплатная.
  • Дорогой бензин. Стоимость литра 95-го начинается от 1,4 евро – это дороже не только чем в Польше, но и чем на многих заправках Венгрии. Вывод: перед пересечением границы залейте полный бак, откуда бы вы ни ехали.
  • Протеиновые батончики. Они продаются на всех заправках. Если кто-то не в курсе, это такие шоколадки по типу Сникерса или Марса, но обогащенные белком и клетчаткой и со сниженным содержанием сахара. Производят их те же фирмы, которые делают спортивное питание. Я искренне считаю, что такие батончики полезнее, чем сдобная выпечка, которой перекусывают многие водители.

Словакия – резюме

После этой поездки я в очередной раз почувствовал себя немного первооткрывателем. Словакия не похожа ни на Чехию, ни на другие страны Европы, где я бывал. И это тот редкий случай, когда нетуристические места оказываются на порядок круче, чем иные популярные у туристов объекты. Словакия покорила меня своей природой, экологией и атмосферой спокойствия. Не уверен, что хотел бы там жить, а вот вернуться хотелось бы и, наверное, не один раз.

Популярное

Какое море в Турции

ТОП-16 лучших отелей Шри-Ланки с пляжем без волн

Цены в Улудаге — 2024

Сайт использует файлы cookie. Просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов. Подробнее